Исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН в рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных»

 

По поручению Правительства РФ и Росреестра, Управлением Росреестра по Томской области (Управление) с марта 2022 года проводится очень важная и социально-значимая работа по выявлению и исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков.

 «В связи с изменением законодательства, переходом региона на местную систему координат-70, а также неточностью приборов измерения, которые использовали ранее, произошли ошибки в описании местоположения границ земельных участков», - пояснила Елена Золоткова, руководитель Управления.

Главная задача проводимых работ исправить реестровые ошибки, обеспечить правильное внесение границ земельных участков в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Кроме того, Управление планирует уточнить границы земельных участков максимально своими силами и средствами без привлечения финансовых средств граждан.

«Управление серьёзно подготовилось к работам по исправлению реестровых ошибок. Были проведены совещания с представителями различных организаций и ведомств с целью получения в государственный фонд данных картматериалов необходимо масштаба, создана рабочая группа, назначены ответственные лица. Специалистами Управления ведётся активная разъяснительная работа среди граждан, а также налажено эффективное взаимодействие с кадастровыми инженерами»,  - рассказала Елена Золоткова.

При правильном установлении границ земельных участков сводится к минимуму риск возникновения земельных споров с правообладателями земельных участков.

На сегодняшний день в рамках выполнения работ по исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков Управлением направлено 835 писем - поручений в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Филиал) для проведения пространственного анализа данных с целью правильного установления границ земельных участков. Получено из Филиала 422 отчёта о возможности исправления границ, в отношении 29 земельных участков исправлены ошибки в координатах и правильно установлены границы. И это только начало. К концу 2022 года Управлением запланировано исправить реестровые ошибки в описании местоположения границ земельных участков в отношении 900 земельных участков, расположенных в Томской области.

 


 

 

О документах, на основании которых в технический план включаются сведения о виде (видах) разрешенного использования здания, сооружения, помещения

 

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в качестве дополнительных сведений вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Согласно  статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте.

Также в соответствии с пунктом 43 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (Требования № 953), в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана соответствующего объекта недвижимости включаются в том числе сведения о виде (видах) разрешенного использования здания, сооружения, помещения.

В то же время сведения об объектах недвижимости указываются в техническом плане на основании документов, указанных в пункте 20 Требований № 953, согласно которого:

-сведения о здании, сооружении, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и его площади/площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания, сооружения;

-сведения о помещении, за исключением сведений о площади помещения и о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки жилого помещения.

 


 

 

Проведение наблюдения за соблюдением требований земельного законодательства

 

В 2022 году Управление Росреестра по Томской области продолжает работу по наблюдению за соблюдением требований земельного законодательства.

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований использования земельного участка проводится практически во всех случаях, когда необходимо проверить информацию о нарушениях земельного законодательства, поступившую в Управление.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований государственный инспектор проводит сбор и анализ информации о земельном участке, изучает характеристики земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости: к какой категории земель относится земельный участок, какой вид разрешенного использования ему установлен, площадь земельного участка, проводились ли кадастровые работы, какие объекты недвижимости зарегистрированы на участке, есть ли собственник у земельного участка и объектов недвижимости, на нем расположенных.

Также в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований использования земельного участка госземинспектор при необходимости рассматривает информацию о земельном участке, содержащуюся:

- на публичной кадастровой карте;

- в актах выезда или осмотра, поступивших из иных государственных органов или органов местного самоуправления;

- в документах и материалах, предоставленных владельцем земельного участка, и иных источниках.

«Наличие достаточных данных о земельном участке, полученных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, позволяет сопоставить имеющуюся информацию с фактическим использованием земельного участка, сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения земельного законодательства и принять обоснованное решение о необходимости проведения дальнейших профилактических или надзорных мероприятий», — отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 


 

 

 Новая форма технического плана и требования к его подготовке

 

19.06.2022 вступил в  законную силу Приказ Росреестра от 15.03.2022 № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений» (Требования), которым актуализированы форма и состав сведений технического плана, приведены требования к подготовке технического плана.

Новые Требования, в отличие от ранее действовавших, на основании  Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, не утверждают форму декларации об объекте недвижимости и требования к ее заполнению. Порядок оформления декларации об объекте недвижимости теперь закреплён отдельным Приказом Росреестра от 04.03.2022 № П/0072, также вступившим в  законную силу 19.06.2022.

Важными изменениями при подготовке технического плана также является то, что теперь:

- представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации (копий) не осуществляется (в техническом плане указываются сведения о такой документации);

- определены случаи, в соответствии с которыми раздел «План здания, сооружения, План этажа, фрагмент Плана здания, сооружения, этажа» не включается в технический план;

- в случае подготовки технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 года здания, сооружения, объекта незавершенного строительства исключительно для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении таких объектов на земельном участке, для подготовки технического плана не требуется использование проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов или разрешения на строительство и включение их копий, а также включение планов всех этажей в технический план;

- при подготовке технического плана линейного объекта в случае строительства этапами, реконструкции его части, в том числе при переносе части линейного объекта в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае сноса его части (участка) или в иных предусмотренных законодательством случаях в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости» список координат характерных точек контура линейного объекта или части (участка) линейного объекта допускается указывать не в полном объеме согласно положений Требований.

Кроме того Требованиями предусматривается, что в течение девяти месяцев с даты вступления в силу Требований для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть представлены технические планы, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера в соответствии с формой и требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до дня вступления в силу Требований.

 


 

 

Необходимость реализации всего имущества гражданина-банкрота для списания долгов в полном объеме

 

Одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину, является реализация имущества - реабилитационная процедура, направленная на соразмерное удовлетворение требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Если арбитражный суд установит, что реструктуризация долгов гражданина нецелесообразна или невозможна (например, если не был одобрен или утвержден план реструктуризации долгов), а сами долги не погашены, он принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии процедуры реализации его имущества.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного Законом  о банкротстве.

Проводится опись, оценка и реализация такого имущества. Итогом этой процедуры должно стать накопление на специальном банковском счете денежных средств, вырученных от продажи имущества должника, которые далее распределяются между кредиторами в установленном законом порядке (по очередям и пропорционально внутри каждой очереди).

 «После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. То есть происходит списание долгов гражданина»,  -  отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Необходимо учитывать, что данное правило не действует и долги не списываются, если:

- гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

- гражданин не представил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;

- доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество. Кроме этого, не подлежат списанию текущие обязательства должника-гражданина, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

 


 

Исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП

 

Значимое событие для ряда физических и юридических  лиц произошло в мае этого года.

Конституционный Суд РФ устранил неопределенность в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П).

Ранее, большинство судов, со ссылкой на п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» исчисляли срок давности привлечения к административной ответственности  по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Данное положение «продлевало» срок давности привлечения к административной ответственности на один день и, одновременно, порождало произвольное определение дня, с которого должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Конституционный суд РФ признал ч.1 ст.4.5. КоАП Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Обязал Федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч.1 ст.4.5 КоАП Российской Федерации в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.

Указал, что впредь, до соответствующих поправок в КоАП РФ, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ должно осуществляться, начиная со дня совершения административного правонарушения.

 


 

 

   Является ли балкон собственностью правообладателя помещения?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына:

- Балкон – это выступающая из фасада многоквартирного дома ограждённая площадка. Балконные плиты являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, так как они служат частью здания, а также частью конструкции, которая считается ограждающей.

Например, балконная плита собственника помещения сверху служит потолком балкона  собственника помещения снизу, а плита балкона собственника помещения снизу является полом для балкона собственника помещения сверху.

То есть, стены, верхняя часть, служащая потолком, балконная плита, и наружное ограждение – это общее имущество собственников многоквартирного дома, потому что перечисленные элементы обслуживают не только балкон собственника помещения, но и  балкон соседей.

Кроме того, балконные плиты и наружное ограждение считаются общим имуществом собственников многоквартирного дома,  так как они служат составляющей частью фасада, который не находится в собственности жильцов.

Исходя из вышеизложенного, балконная плита, внешние стены и наружное ограждение – это общее имущество собственников многоквартирного дома, а вот само пространство и помещение, ограниченное этими элементами – имущество собственника помещения.

Из-за конструктивных особенности балкона в  Жилищном  кодексом Российской Федерации предусмотрен нюанс - площадь балкона не включается в общую площадь помещения (п. 5 ст.15 Жилищного кодекса РФ), хотя балкон является конструктивным элементом (частью) квартиры и следует судьбе всей квартиры.

 


 

 

О порядке указания в документах, подготавливаемых кадастровыми инженерами, сведений об адресе объекта недвижимости

 

Росреестр во исполнение протокола совещания по вопросу взаимодействия с Национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в своем письме от 30.05.2022 № 14-04820/22@ дал ряд разъяснений по вопросу о порядке указания в документах, подготовленных кадастровыми инженерами, сведений об адресе объектов недвижимости.

Так, в межевом и техническом плане в соответствующих разделах заполняются следующие реквизиты:

«адрес земельного участка», «адрес объекта недвижимости» в структурированном в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (далее – ФИАС)  виде на основании:

- сведений государственного адресного реестра (в приложение к межевому, техническому плану может быть включена копия выписки из государственного адресного реестра, в том числе в электронном виде);

- акта органа государственной власти (местного самоуправления), уполномоченного на присвоение адресов (копия которого включается в состав приложения к межевому, техническому плану);

«местоположение земельного участка в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (при отсутствии адреса земельного участка)», «местоположение объекта недвижимости» в структурированном в соответствии с ФИАС виде (при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса) с указанием слов: «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) – при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения;

«дополнительные сведения о местоположении земельного участка», «дополнение местоположения объекта недвижимости», в котором указывается:

- не структурируемая в соответствии с ФИАС часть сведений о местоположении земельных участков, например, в реквизите «местоположение объекта недвижимости» указываются слова «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации (например, Томская область), муниципального образования (например, Кривошеинский район), а в реквизите «дополнение местоположения объекта недвижимости» указываются слова: «<…> западнее деревни <…>»;

- не структурируемые в соответствии с ФИАС сведения о местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, например, сведения о местоположении линейного сооружения: «от ГРС до котельной, расположенной по адресу: <…>, и многоквартирного жилого дома <…>» (реквизит «местоположение объекта недвижимости» в указанном случае не заполняется).

Также обращаем внимание на заполнение реквизитов «местоположение объекта недвижимости», «дополнение местоположения объекта недвижимости» соответствующего раздела технического плана в отношении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества (при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса):

в реквизите «местоположение объекта недвижимости» указывается присвоенный в установленном порядке адрес земельного участка, при его отсутствии – местоположение земельного участка (включая наименование соответствующего некоммерческого товарищества и номер земельного участка);

в строке «дополнение местоположения объекта недвижимости» указывается неструктурированная часть местоположения земельного участка.

 


 

 

Взаимодействие органов Федерального государственного земельного контроля (надзора) и органов муниципального земельного контроля

 

Федеральный государственный земельный контроль (надзор) и муниципальный земельный контроль образуют единую систему контроля за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях.

Федеральный государственный земельный контроль (надзор) в Томской области осуществляется Управлением Росреестра по Томской области (Управление).

В г. Томске муниципальный земельный контроль осуществляет Департамент недвижимости Администрации Города Томска, а в Томском районе - администрация Томского района.

Органы местного самоуправления как органы муниципального земельного контроля вправе провести контрольное (надзорное) мероприятие за соблюдением земельного законодательства и в случае выявления нарушения выдать предписание об устранении выявленного нарушения и направить материалы проверки в Управление для применения мер реагирования (привлечения к административной ответственности). Однако контроль исполнения выданного нарушителю предписания будет осуществлять орган местного самоуправления, который проводил контрольное (надзорное) мероприятие.

Управление взаимодействует с органами местного самоуправления
в рамках:

— обмена информацией;

— рассмотрения Управлением проектов ежегодных планов проведения органами местного самоуправления плановых проверок при осуществлении муниципального земельного контроля;

— рассмотрения уполномоченными должностными лицами Управления материалов проверок, проведенных органами местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля, по результатам которых были выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства.

Также Управление уполномочено самостоятельно провести контрольное (надзорное) мероприятие, и в случае выявления нарушения требований земельного законодательства выдать нарушителю предписание с указанием срока устранения нарушения, а также привлечь к административной ответственности.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отметила: «За земельные правонарушения и за неисполнение предписаний органов государственного земельного надзора об устранении выявленных нарушений предусмотрены серьезные штрафные санкции. Чтобы не стать нарушителем земельного законодательства, мы рекомендуем оформлять права на земельные участки, использовать их в предоставленных границах и по целевому назначению, не нарушая права других землепользователей». 

 


 

 

Сроки осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

 

01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сокращающие сроки осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объектов бытовой недвижимости – соответственно до трех или пяти рабочих дней с даты приема заявления органом регистрации прав или многофункциональным центром. 

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав  или двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о включении организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица либо об отмене такого решения;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта о приостановлении операций с имуществом, принятого на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо об отмене такого судебного акта;

три рабочих дня с даты приема органом регистрации прав или пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;

три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав или семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов, электронная ипотека - 1 день;

пять рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а в случае поступления заявления и документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме - в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления соответствующих документов;

семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Датой государственной регистрации прав и датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости либо записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

 


 

 

Регистрация права на "дачные домики"

 

1 июля 2022 года вступили в силу очередные поправки в закон о дачной амнистии. Упрощённый порядок оформления прав на земельные участки и дачные дома, построенные до 1998 года, будет действовать до 1 марта 2031 года.

Граждане РФ могут узаконить дома на участках под ИЖС, а также на землях для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта.

Дачный дом представляет собой здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

В законе был введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2031 года - в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются.

В настоящее время установлена обязанность - направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 1 марта 2031 года допускается регистрация прав на садовый дом, соответствующий установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос.

Для государственного кадастрового учета садового дома необходим технический план. Он готовится кадастровым инженером и содержит сведения о садовом доме. Для этого необходимо представить кадастровому инженеру следующие документы:  уведомление застройщика о планируемом строительстве садового дома; уведомление о соответствии садового дома предельным параметрам разрешенного строительства и допустимости размещения садового дома на земельном участке;  декларацию, составленную и заверенную правообладателем (представителем правообладателя) земельного участка, на котором находится завершенный строительством объект недвижимости.

Технический план подготавливается, в том числе в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на садовый дом необходимы следующие документы: уведомление об окончании строительства садового дома; технический план; правоустанавливающий документ на земельный участок (не требуется, если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРН).

За регистрацию права собственности на садовый дом необходимо уплатить госпошлину в размере 350 рублей.  Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав удостоверяются выпиской из ЕГРН.

 


 

 

Об изменениях в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

 

С 29.06.2022 вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации). Обращаем внимание на ряд изменений, касающихся приема заявлений и документов на государственную регистрацию права и (или) осуществления государственного кадастрового учета и способа их удостоверения, а именно:

Абзацем 4 ч. 13 ст. 18 Закона о регистрации установлено, если заявитель представляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе посредством личного обращения в многофункциональный центр, тогда работником многофункционального центра на полученных от заявителя заявлении и прилагаемых к нему подлинниках и копиях документов на бумажном носителе, кроме  документов, удостоверяющих личность заявителя, проставляется отметка о создании электронных образов документов.

Также следует обратить внимание, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию, а также предусмотренные Законом о регистрации уведомления выдаются заявителям многофункциональным центром в форме документа на бумажном носителе, составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронного документа, направленного в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав.

 


 

 

Комплексные кадастровые работы: что нужно знать собственникам объектов недвижимости

 

В 2022 году на территории Томской области проводятся комплексные кадастровые работы на территории 14 районов, в границах 76 кадастровых кварталов, в отношении 49 893 земельных участков и объектов капитального строительства.

Комплексные кадастровые работы (ККР) – это установление на местности границ земельных участков на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов в пределах муниципального образования, населенного пункта, садоводческого товарищества или гаражного кооператива.

Проведение ККР происходит за счет государственных средств, поэтому гражданам не нужно платить за межевание своего земельного участка. Также гражданам не нужно обращаться в Росреестр для внесения новых сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

«Обеспечение полноты и качества сведений ЕГРН является одной из стратегических целей госпрограммы «Национальная система пространственных данных».  Результатом проведения ККР является внесение в ЕГРН точных сведений о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Это приведет к повышению уровня юридической защиты прав и законных интересов правообладателей участков, устранению возможных ошибок, допущенных при определении местоположения границ объектов недвижимости, повышению инвестиционной привлекательности региона», – рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Граждане могут узнать, будут ли проводиться ККР в отношении конкретного участка на сайте органов государственной власти и органов местного самоуправления, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/). Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения ККР и направить его в Росреестр в течение 10 дней с момента заключения контракта.

С информацией о начале проведения ККР можно ознакомиться на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района, сельского поселения, на территории которых планируется ККР.

Правообладатели земельных участков могут являться заказчиками ККР за счёт собственных средств. Заказчиками работ могут выступать садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. ККР можно проводить на территории СНТ или поселка сразу для всех объектов, что будет намного дешевле, чем заказывать обычную процедуру межевания каждого участка в отдельности.

Заказчики комплексных кадастровых работ, финансируемых за счёт внебюджетных средств, согласуют свои действия по проведению ККР с органом местного самоуправления (Администрация поселения) и органом государственной власти (Департамент по управлению государственной собственностью Томской области).

Далее необходимо выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на выполнение таких работ.

Владельцы недвижимости имеют право запросить у кадастрового инженера документ, удостоверяющий личность, копию государственного или муниципального контракта, а также справку с места работы, подтверждающую, что кадастровый инженер является работником юридического лица, с которым заключен данный контракт.

Кадастровый инженер, который будет являться исполнителем ККР, должен известить собственников объектов недвижимости о проведении ККР по почтовому или электронному адресу, если такие сведения имеются в ЕГРН.

«Владельцы недвижимости могут сами подать в орган регистрации прав заявление о внесении сведений в ЕГРН о своем адресе электронной почты для того, чтобы получать информацию о действиях с недвижимостью и начале проведения ККР. Если контактные данные меняются, желательно такие сведения актуализировать и направлять соответствующее заявление уже с обновленными данными», – отметил директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области» Виталий Файт.

 Как рассказал кадастровый инженер ООО «ТомГеоСтандарт» Олег Расторгуев, собственники объектов недвижимости при необходимости предоставляют кадастровым инженерам документы, устанавливающие или подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Кадастровый инженер передает в Росреестр полученные документы и сведения для внесения их в ЕГРН. Нужно отметить, что правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются ККР, не могут препятствовать проведению ККР. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

Согласование местоположение границ земельных участков проводится, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ: земельного участка, в отношении которого выполнялись эти работы; смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Согласование границ проводит согласительная комиссия.

Далее, исполнитель представляет заказчику - проект карты-плана территории для рассмотрения. Заказчик работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, после рассмотрения проекта карты-плана направляет его в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа на утверждение карты-плана территории. Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, после ее утверждения, направляет ее в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.

 


 

 

Карты доступны для всех

 

Оформление прав на землю никогда не утратит своей актуальности. Для оформления прав собственности на земельный участок или земельный надел в первую очередь необходимо четко определить его местоположение на карте или ортофотоплане.

Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО) содержит пространственные данные обо всей территории России в виде цифровых топографических карт и цифровых ортофотопланов разных масштабов и не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

«Целью создания ЕЭКО является создание общегосударственной базы информации о земной поверхности, которой смогут пользоваться все потребители. ЕЭКО можно использовать в качестве картографической основы в любых информационных и геоинформационных системах. Она поможет планировать кадастровый учет и контролировать использование земель», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

ЕЭКО предоставляется всем заинтересованным лицам только в электронном виде.

Предоставление заинтересованным лицам сведений ЕЭКО осуществляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 № 1370.

Для получения сведений ЕЭКО необходимо предоставить в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» соответствующее заявление, подписанное УКЭП, и копию документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, если такое заявление представлено представителем заявителя.

Предоставить заявление в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» возможно путем заполнения электронной формы заявления на федеральном портале пространственных данных, которое будет доступно в личном кабинете после прохождения авторизации.

Как рассказал главный специалист отдела контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Департамента архитектуры и строительства Томской области  Владимир Белов, для федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления направление заявления осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия, что очень удобно. Сведения ЕЭКО предоставляются без взимания платы органам государственной власти РФ, а также организациям и учреждениям, выполняющим работы по государственным/муниципальным контрактам, и в случае исполнения государственного задания.

По вопросам получения сведений ЕЭКО необходимо обращаться в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по телефону 8 (495) 456-91-27 или по адресу электронной почты: 999@nsdi.rosreestr.ru.

 


 

 

Распределение земельного фонда Томской области по категориям и угодьям

 

Земельный фонд Томской области на 1 января 2022 года составляет 31439,1 тыс.га.

Согласно действующему законодательству земли по категориям распределяются в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.

Основная часть территории области занята землями лесного фонда 91,3 % (28696,5 тыс.га). Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1918,7 тыс.га (6,1 %). Площадь данной категории земель по сравнению с 2020 годом уменьшилась на 12,2 тыс.га за счет перевода в состав земель промышленности, энергетики, транспорта … иного специального назначения, лесного фонда, земель населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий и объектов. Вместе с тем данная категория земель увеличилась на 807 га за счет земель запаса. Следует отметить ежегодную тенденцию к сокращению площади земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. С 2010 по 2021 годы их площадь сократилась на 102,2 тыс.га.

Земли населенных пунктов составляют 0,4 % (136,8 тыс.га), земли водного фонда 0,5 % (141,5 тыс.га), земли промышленности, энергетики, транспорта, … иного специального назначения 0,2 % (62,1 тыс.га), земли запаса 1,5 % (483,4 тыс.га)

Земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам, являются земельными угодьями. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием. Характерной особенностью области является высокая залесенность и заболоченность земель.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.

По состоянию на 1 января 2022 года площадь сельскохозяйственных угодий составила 1371,7 тыс.га. Площадь сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции, в сравнении с 2020 годом увеличилась на 0,7 тыс.га за счет увеличения площади на 0,8 тыс.га сенокосов, вместе с тем площадь пастбищ уменьшилась на 0,1 тыс.га.

На долю несельскохозяйственных угодий приходится 30067,4 тыс.га или 95,6 %.

 


 

 

Особенности уплаты государственной пошлины за регистрацию сделок с недвижимостью

 

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий указаны в
ст. 333.33 НК РФ (часть вторая). В соответствии с пп. 22 п.1 ст.333.33, например, за регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, физические лица заплатят 2000 рублей, юридические лица 22000 рублей.

Размеры государственной пошлины, установленные НК РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Действия, за которые не нужно уплачивать госпошлину, перечислены в пп. 4.1 - 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Так, прежний правообладатель не уплачивает госпошлину при переходе права на недвижимость к новому правообладателю, так как его право прекращается. Заявление в этом случае подают обе стороны договора, но госпошлину должен уплатить только новый правообладатель (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Госпошлина не уплачивается и при государственной регистрации возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимости (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Также госпошлина не уплачивается при государственной регистрации, например:

· арестов недвижимости и их прекращения (пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

· ипотеки в силу закона, погашения записи об ипотеке (пп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

· прекращения прав, в том числе при ликвидации объекта недвижимости, преобразовании (реконструкции) недвижимости, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

· прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимость (пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Следует отметить, что если соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, то за государственную регистрацию такого соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах установленных пп. 22 и 25 п.1 ст.333.33 НК РФ. Статья 333.35 НК РФ предусматривает льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по уплате государственной пошлины. Так, в силу пп. 15 п. 1 и п. 2 ст. 333.35 НК РФ физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества.

Согласно части 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В связи с этим основанием для освобождения физического лица от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество (пп. 15 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ) является решение органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим, принятое в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ.

В случае, если за регистрацией права одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди обратившихся лиц одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется, но заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, то государственный регистратор имеет основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.

 


 

 

Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок

 

Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок - это одно из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ, т.е. до 30.10.2001 (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Выписку выдает орган местного самоуправления. В ней указывается полное наименование должности лица, уполномоченного выдавать такие выписки, его фамилия и инициалы, а также проставляется печать (при наличии) (Приложение к Приказу Росреестра от 25.08.2021 N П/0368).

Порядок предоставления выписки определяется нормативным актом соответствующего муниципального образования, поэтому в разных муниципальных образованиях он может быть разным. Различными могут оказаться списки документов, необходимых для предоставления выписки, сроки ее подготовки и порядок получения ответа. Поэтому в каждом случае необходимо уточнять порядок получения выписки в администрации органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.

Для получения выписки гражданину или его представителю необходимо подготовить заявление, к которому прилагаются:

1.      Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя.

2.      Документ, удостоверяющий полномочия представителя гражданина (если заявление подается представителем).

3.      Письменное согласие на обработку персональных данных.

4.      Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство (если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН).

В случае оформления прав на земельный участок в порядке наследования потребуются также сведения органов ЗАГС о регистрации смерти владельца земельного участка и свидетельство о праве на наследство на земельный участок или на здание, расположенное на этом участке (ч. 2 ст. 49 Закона N 218-ФЗ).

Выписка из похозяйственной книги выдается администрациями сельских поселений, на территории которых ведется личное подсобное хозяйство. Заявление о выдаче выписки подается гражданином лично или через представителя в МФЦ.

Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок предоставляется бесплатно.

 


 

 

Почти 800 экстерриториальных заявлений поступило в июне в Томской области

 

МФЦ и филиалы «ФКП Росреестра» осуществляют приём заявлений на регистрацию прав и (или) государственный кадастровый учёт на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России.

Как рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области, использование экстерриториального приема существенно сокращает временные и материальные издержки при оформлении прав на недвижимость из других регионов и направлено на повышение качества оказания и доступности государственных услуг, только за июнь 2022 года в регионе по экстерриториальному принципу было принято 791 заявление.


Просмотров: 1305
Источник: Управление Росреестра по Томской области